Гаражное хранение автомобилей не только повышает их безопасность, но и увеличивает время эксплуатации. В большинстве случаев выбирается самый простой проект гаража с невысокой сметной стоимостью. Построить такие сооружения можно всего в течение 2–3 недель, конкретные сроки зависят от сложности проекта и индивидуальных пожеланий застройщиков.
Содержание статьи
Некоторые нюансы вопроса
В настоящее время теплые варианты гаражей не пользуются популярностью по нескольким причинам.
- Высокая стоимость энергоносителей. Постоянно отапливать гараж в зимнее время обходится очень дорого. А если его не топить, то зачем утеплять?
- Большая сметная стоимость утепленных помещений. Для уменьшения тепловых потерь необходимо дополнительно отделывать фасадные стены и потолок гаража. Цена утеплителей высокая, к ней надо прибавить столь же высокую стоимость труда квалифицированных строителей.
- Нет необходимости самостоятельно ремонтировать автомобиль. Современные автомобили намного сложнее по своему устройству, чем те, на которых ездило большинство автовладельцев лет 15–20 тому назад. Попытки самостоятельно сделать ремонт могут привести к очень негативным последствиям, производители настоятельно рекомендуют по всем техническим вопросам обращаться только в специализированные СТО.
- Высокие эксплуатационные параметры двигателей. Если завести старый автомобиль при минусовых температурах было большой проблемой, то сегодня двигатель заводится одним поворотом ротора стартера зажигания. Причем не имеет разницы, бензиновый двигатель или дизельный. Сейчас их не надо прогревать паяльными лампами или держать всю ночь в теплом гараже.
Односкатная крыша – оптимальный вариант стропильной системы для бюджетных проектов гаражей. В чем ее преимущества и есть ли недостатки?
Объективные характеристики односкатных крыш
Начнем обзор технических и эксплуатационных параметров односкатных крыш нетрадиционно, не с преимуществ, а с недостатков. К недостаткам можно отнести следующие факторы.
Отсутствие чердачного пространства или небольшой его объем
Действительно, односкатные крыши могут одновременно выполнять функцию потолка гаража (чердачное помещение полностью отсутствует) или иметь отдельное потолочное перекрытие, но оно располагается на минимальном расстоянии от стропильной системы. Этот недостаток весьма условен, сегодня нет надобности хранить в гараже полный комплект запасных частей из-за их дефицита, все недостающее без проблем можно приобрести в магазинах. А от такого гаражного хранения сложные с технической точки зрения агрегаты быстро теряют свои заводские данные. Что касается комплекта зимней/летней резины, то для него всегда найдется место в самом гараже или в небольшом чердачном помещении.
Высокие показатели снеговой нагрузки
Как утверждает СНиП, при наклоне крыши менее 20° весь снеговой покров остается на поверхности скатов. Односкатные кровли редко имеют угол наклона, превышающий такие значения, соответственно, во время расчетов нужно учитывать максимальные значения высоты снежного покрова для каждой климатической зоны, увеличивать устойчивость стропильной системы, принимать специальные меры по повышению ее надежности. Но для гаражей это не проблема, небольшие размеры строения существенно понижают общие нагрузки и облегчают работу.
Низкие дизайнерские характеристики
Это очень спорное утверждение, у каждого владельца гаража свои предпочтения. Не нужно во всем слушаться дизайнеров, они видят проект один единственный раз, а гаражом пользоваться не будут. Лучше всего по дизайнерским параметрам то строение, которое нравится владельцу, а не проектировщикам. Теперь пора немного поговорить о преимуществах односкатной крыши для гаража.
Таблица. Преимущества односкатных крыш для гаража.
Показатель | Краткое описание |
---|---|
Невысокая стоимость | Если принимать во внимание площадь помещения и стоимость крыши, то односкатные самые дешевые среди всех используемых в строительстве вариантов. Крыши гаража редко утепляются, а это заметно понижается сметную стоимость. |
Минимальное количество непродуктивных отходов | Крыша не имеет стыковок, коньков, ендов и иных элементов, существенно усложняющих процесс покрытия. Простая геометрия скатов минимизирует количество отходов дорогостоящих кровельных материалов. |
Технологичность и простота монтажа | Стропильная система очень простая, нет необходимости устанавливать различные упоры и подкосы, прогоны и коньки. Балки кладут прямо на несущие стены небольшого строения или на обвязочный пояс. |
Универсальность использования | Односкатные крыши можно делать не только на гаражах, но и на всех приусадебных пристройках. Это позволяет строить сооружения различного назначения в одном стиле. |
По мнению профессиональных строителей, односкатные крыши – единственный вид стропильной системы, который могут собрать дилетанты. Надо лишь немного уметь резать пиломатериалы и иметь большое желание построить гараж своими силами.
Цены на снегозадержатели
Варианты стропильных систем односкатной крыши
У простой конструкции в принципе не может быть много вариантов, это правило касается и односкатных крыш для гаража.
- Стропила наслоняются на стены гаража. При этом не имеет значения, из каких материалов поставлено здание, гараж может быть как из кладочных, так и деревянных стройматериалов. Такое обустройство крыши нужно предусматривать еще на стадии строительства коробки, делать одну стену выше. Если выше фасадная стена, то наклон крыши назад, если одна из боковых, то наклон в сторону. Второй вариант имеет одно важное преимущество – можно использовать стропила меньшей длины. Как правило, длина гаража всегда больше ширины, соответственно, наклон ската выгоднее делать в сторону. Но конкретное решение нужно принимать на месте, при этом учитывать много индивидуальных факторов участка и близлежащих зданий.
- Стропила наслоняются с одной стороны на стену, а с другой на специальный горизонтальный прогон (рамку, балку и т. д.). Название сути не меняет, строители пользуются различными техническими терминами, но отлично понимают друг друга. Такой проект предусматривает монтаж нижнего обвязочного пояса, он облегчает отделку фронтов и боковых просветов.
Гараж с односкатной крышей может быть как отдельно стоящим сооружением, так и примыкающим к существующему. Второй вариант позволяет экономить свободное пространство участка, сделать теплый вход/выход из дома, упрощает подключение инженерных систем и т. д. Это достоинства.
Но есть в пристроенных гаражах существенный недостаток. Показатели несущих способностей фундамента дома и гаража непременно отличаются. Во время сезонных колебаний архитектурных конструкций между гаражом и стеной дома будет появляться щель, для недопущения протечек придется принимать комплекс специальных строительных мероприятий, это несколько усложняет строительство. А в случае больших колебаний протечки устранить не удастся. Вывод – пристройки нужно предусматривать еще на этапе разработки проекта основных зданий и заливать для них общий фундамент.
Цены на различные виды бруса
Практические советы по проектированию односкатной крыши для гаража
Мы не будем описывать сложные инженерные расчеты, обыкновенные застройщики ими не занимаются. Да и не такое важное и ответственное строение гараж, чтобы делать проект с учетом всех требований существующих государственных стандартов и нормативных актов. Рассмотрим лишь общие положения и рекомендации, этой информации вполне достаточно для сооружения надежного и долговечного гаража.
- Определение угла наклона скатов. Как уже упоминалось, для всех типов кровельных покрытий угол наклона скатов не может быть менее 12°. На практике такие строения встречаются редко, застройщики желают себя перестраховать и делают угол наклона до 20°, за счет этого увеличивается и чердачное пространство.
- Определение разницы высоты скатов плоской крыши. После того как вы определились с углом наклона, следует узнать, на какую высоту поднимать второй конец стропил. Делается это при помощи таблиц, специального калькулятора на сайтах или самостоятельно. Для этого надо умножить длину гаража на tg α, где α – угол наклона ската. Соответственно, если скат будет иметь уклон в сторону, то нужно умножать не длину, а ширину гаража.
- Определение длины стропил. Можно дальше пользоваться калькуляторами или формулами, но на практике лучше длину замерять обыкновенной веревкой или рулеткой, что полностью исключает вероятность ошибки. Один конец веревки прикладывается к стене, а второй к возвышению или прогону. К полученному размеру следует прибавить свес. Как правило, свес крыши примерно 20 см по периметру гаража.
- Количество стропил и расстояние между ними. Здесь точные расчеты очень сложные, количество элементов зависит от параметров пиломатериалов, типа кровельного покрытия и климатической зоны проживания. Не стоит слишком углубляться в расчеты, намного проще посмотреть на уже построенные сооружения и сделать у себя стропильную систему таких же размеров. Старые гаражи выдержали нагрузки и проверены временем. Это намного проще и надежнее, чем делать сложные вычисления.
Калькулятор расчета длины стропильных ног
Перейти к расчётамКалькулятор расчета распределенной нагрузки на стропила односкатной крыши
Описание стропильной системы
Надо помнить, что двух полностью одинаковых стропильных систем не бывает, каждая имеет свои особенности. При одинаковой длине и ширине гаража для стропилин можно применять одну доску 50×150 мм или две 25×150 мм, пиломатериалы могут быть цельными длиной 6 м, но есть возможность наращивания двух более коротких досок. Стропилины могут просто провисать или иметь дополнительные упоры или раскосы. Окончательное решение принимается опытным мастером на основе личного практического опыта. Прочные целые стропилины можно не усиливать распорками, а тонкие или наращенные без таких элементов не могут обойтись. Подпорки можно ставить по центру крыши или по ее углам.
Выбор обрешетки
Такие же многочисленные варианты изготовления имеет и обрешетка. Под мягкие кровли обрешетка должна быть сплошной, но делать ее можно как из листов фанеры или ОСП, так и из плотно сбитой обрезной доски. Для металлочерепицы и профлистов нет необходимости делать сплошную дорогую обрешетку, а расстояние между рейками зависит от их размеров и толщины металлических листов. Разумеется, всегда следует принимать во внимание снеговые нагрузки. Как видите, даже этот далеко не полный перечень факторов, влияющих на стропильную систему односкатной крыши, дает возможность широкого выбора оптимальных стропильных систем для каждого конкретного случая. И это мы еще не рассматривали варианты с утепленными крышами, они также оказывают влияние на особенности конструкции.
Выбор кровли для односкатной крыши гаража
В настоящее время есть много кровельных материалов для покрытия крыш, в принципе все они могут использоваться для гаража. Но профессиональные строители рекомендуют лишь несколько типов покрытий для односкатных крыш, именно на них следует становиться подробнее.
Таблица. Кровельные материалы для гаража.
Тип кровельного покрытия | Описание технических и эксплуатационных характеристик |
---|---|
Наиболее часто используемое кровельное покрытие. Одно из самых дешевых, не требует специальных инструментов для монтажа, имеет минимальное количество отходов. Срок пользования от десяти лет, наиболее дорогие виды могут эксплуатироваться до пятидесяти лет. Профлисты имеют различную толщину, но выбирать нужно не тоньше 0,5 мм. Шаг обрешетки зависит от толщины кровельных листов. |
|
По цене и времени эксплуатации ничем не уступает профлистам. Недостаток – при высоких температурах нагрева волны ондулина постепенно выравниваются, что становится причиной ухудшения первоначальных технических показателей. |
|
Традиционный кровельный материал, хотя в последнее время не рекомендуется к применению из-за наличия канцерогенного вещества (асбеста). Такое утверждение санитарных органов спорно, в домах под шифером люди проживают многие десятилетия и не ощущают вреда своему здоровью. В гаражах никто не живет, бояться не стоит. Недостаток – большой вес требует усиленной стропильной системы. |
|
Это может быть как битумная черепица, так и рулонные покрытия. Применяются редко. Первые дорого стоят, а вторые плохо смотрятся. Но нужно знать, что самые дешевые кровельные покрытия для односкатных крыш гаражей – рулонные. |
Выбор кровельных материалов зависит не только от их цены и эксплуатационных характеристик, но и от угла наклона ската. Мы уже упоминали, что на практике этот параметр 20° и выше, а их можно монтировать на скатах с углом наклона более 12°. Так что, все вышеперечисленные кровельные материалы можно использовать для крыш гаражей.
Калькулятор расчета количества шифера на кровлю
Перейти к расчётамЦены на шифер
Пошаговая инструкция по строительству крыши
Исходные данные: гараж 6×7 м, для покрытия используется асбестоцементный шифер, коробка из пеноблоков, стропилины фиксируются на стенах строения. Для односкатной крыши понадобится доска 150×50 мм длиной 6,5 м, рубероид, необрезные доски для обрешетки, шиферные гвозди. Если планируется делать водоотвод, то следует купить все элементы системы.
Шаг 1. Проверьте размеры и геометрию гаража. К сожалению, нередко строители позволяют себе существенные неточности по длине и ширине, не все углы прямые. Если обнаружатся отклонения по геометрии, то их придется учитывать во время обустройства кровли. Нужно добиться прямых углов стропильной системы, чтобы не покупать лишних листов шифера и не резать их.
Шаг 2. Отбейте на стене при помощи строительного шнура линии положения оснований стропильных ног. Она должна быть под уклоном, значения зависят от разницы по высоте фасадной и задней стены гаража.
Важно. Внимательно проверяйте положение линий, они должны располагаться в одной плоскости и быть строго горизонтальными. Если этим условием пренебречь, то крыша получится под уклоном в одну из сторон. Это не повлияет на эксплуатационные показатели, но испортит внешний вид гаража.
Сделать это лучше водяным уровнем. Приставьте один конец пластиковой трубки к отметке на одной стене, а вторым концом трубки найдите положение метки на второй стене. Так надо сделать на фасадной и задней стене гаража.
Если нет водяного уровня, то проверять высоту линий можно по плоскости фундамента рулеткой. Но всегда надо иметь в виду, что фундамент имеет разброс по высоте. Даже опытные строители допускают разброс по углам не менее ±2 см. А у непрофессионалов отклонение от горизонтальности фундаментной ленты может достигать еще больших значений, уклон крыши в сторону станет заметным на глаз.
Шаг 3. На линии отметьте места расположения стропил, постоянно проверяйте правильность разметки, следите, чтобы все стропила были параллельными. Большой болгаркой с алмазным диском прорежьте в пеноблоках отверстия под стропила, зубилом выровняйте посадочную площадку.
Шаг 4. Установите на место две крайние стропилины, уровнем проверьте горизонтальность положения. Если есть уклон, то используйте подкладки, они должны иметь такие же размеры, как и посадочные места под стропилины. Пеноблоки – очень непрочный кладочный материал, он не выдерживает точечных усилий. Некоторые строители кладут стропилины на стены без гидроизоляции, но профессионалы не советуют так поступать, желательно их защищать от влаги рубероидом.
Шаг 5. Натяните между двумя крайними досками веревку и по ней укладывайте все оставшиеся. Расстояние между стропилинами 75 см, но его можно корректировать в любую сторону, это не оказывает большого влияния на устойчивость крыши.
Шаг 6. Набейте на стропилины доски обрешетки. В нашем случае под шифер будет укладываться слой рубероида для дополнительной защиты от протечек. Для гидрозащиты обязательно нужна сплошная обрешетка. В этих целях используется необрезной пиломатериал толщиной 20 мм, он намного дешевле обрезного. Доски могут быть второго или третьего сорта, они не несут никаких механических нагрузок.
Важно. На необрезных досках обязательно нужно удалять кору. Если этого не сделать, то уже через год-два появятся короеды, а еще через год-два они настолько повредят все деревянные конструкции, что их придется полностью менять. Лучше кору снимать на земле, работать надо острым топором. Можно делать эту операцию и на крыше, но так профессионалы не поступают. Есть общее правило: все подготовительные работы следует делать на земле, это не только быстрее, но и безопаснее. На высоте следует строго придерживаться правил техники безопасности. Дешевая крыша гаража может закончиться дорогим лечением в больнице.
Максимальный размер щелей между досками не должен превышать пяти сантиметров, если они будут шире, то мягкий рубероид будет прогибаться, вода начнет протекать вовнутрь гаража.
Шаг 7. По краям обрешетки натяните веревки и по ним ровно отрежьте выступающие концы досок обрешетки. Резать можно электрической ручной циркулярной или цепной пилой.
Шаг 8. Настлать кровлю надо с нижнего конца крыши. Раскатайте первый ряд рубероида, строительным степлером прикрепите его к доскам.
Шаг 9. Натяните веревку по задней стенке крыши и по ней начинайте прибивать шиферные листы. Фиксируются они в верхнюю волну специальными гвоздями с широкими шляпками. Если у вас нет никакого опыта забивания шиферных гвоздей – рекомендуется вначале потренироваться, неумелыми действиями шифер можно расколоть. Если гвоздь попал в щель между досками, то не надо делать новое отверстия. Немного приподнимите его и пробуйте забивать под углом, найдите кончиком доску и только потом ударяйте по шляпке молотком.
Практический совет. Очень внимательно укладывайте первый ряд, лучше на этой операции немного потерять время, чем потом долго пытаться исправить ошибку. Выровнять асбестоцементные листы за счет незначительного их смещения невозможно, они постоянно будут занимать свое место. Придется первый ряд снимать и перестилать заново.
Шаг 10. Раскатайте вторую полосу рубероида и опять закройте ее листами шифера. По такому алгоритму накрывайте крышу гаража до конца. Постоянно следите, чтобы следующая полоса рубероида перекрывала предыдущую не менее чем на десять сантиметров.
Цены на рубероид
На этом монтаж кровли закончен. Если есть желание, то можно устанавливать водосточную систему. Помните, что угол наклона слива должен быть не менее одного сантиметра на погонном метре.